ДЕТСКАЯ ПЕСНЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОПЫТ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО

Формирование патриотизма представляет собой не столько стихийный, сколько управляемый процесс. И в этом смысле пробуждение чувства патриотизма становится элементом общего воспитания, которое в современной педагогике определяется как «целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности [7, с. 7]», предполагающий «освоение человеком элементов своей культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения, определяющие врастание в его этническую общность и культуру [7, с. 10]».

Необходимость организации этого целенаправленно «планируемого» влияния обусловлена поиском механизмов, консолидирующих общество в части гражданской самоидентификации, гармонизации, сохранения самобытности и культурного своеобразия многонационального народа, осмысления его идентичности в многоликом человеческом сообществе. Их ценностная составляющая прописана в ряде новейших государственных документов1. Так, например, в качестве ожидаемых результатов реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» указаны «активизация и повышение интереса граждан к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, её героическим страницам, повышение уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества; повышение интереса россиян к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства [2, с. 14]» и другие.

В число эффективных механизмов, способствующих пробуждению чувства патриотизма — в первую очередь у детей и юношества, следует, на наш взгляд, включить детскую песню. Ведь в детской песне, способной в сжатых, лаконичных формах точно передать любовь к Родине, к родной природе, уважение к истории Отечества, его героям и традициям, названные идеалы воспитания получают наибольшую реализацию, обретают массовость распространения.

1 См., например: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016— 2020 годы», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493; «Основы государственной культурной политики», утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808; Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» других.

В известной в советское время работе А. Н. Сохора прямо указано — песни были «призваны в наиболее общедоступной и художественно совершенной форме нести в самые широкие массы идеи Коммунистической партии [8, с. 108]. Благодаря такому пониманию роли песни в обществе формировались, например, ценностные ориентиры пионерии, ёмко раскрываемые как в словах пионерской клятвы «горячо любить и беречь свою Родину», так и в самом песенном репертуаре, опирающемся в своей основе на принципы солидарности, патриотизма, воспитания высоких моральных качеств. Являясь первым «учителем музыки», советская детская песня пробуждала музыкальное чувство, любовь к Родине, способствовала формированию мотивации стать достойным членом общества. Не случайно Д. Кабалевский писал: «Опора на песню раскрывает широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества [3, с. 36]». Формируя мировоззрение подрастающего поколения, детские песни советского периода прочно отстаивали высокие идеалы нравственности, гражданственности, патриотизма.

В педагогической теории советской эпохи имеется достаточно исследований, посвящённых проблеме воспитания патриотизма. Основу содержания подобной преобразовательной работы, «её методику и средства дифференцированного подхода, учитывающего возрастные особенности в формировании чувств, — как пишет З. И Валиева, — заложила Н. К. Крупская, которая доказала, что патриотические качества должны воспитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь [1]». В своих трудах Н. К. Крупская указывала на то, «что любовь к Родине в условиях социалистического строя имеет вполне конкретное политическое содержание, она неотделима от преданности государству [4, с. 122]», и что «необходимо воспитывать беззаветную преданность своему социалистическому Отечеству [4, с. 122]». Она считала важными элементами в этой работе воспитание у молодёжи патриотизма, изучение жизни и деятельности лидеров Отечества, активное участие в общественной трудовой деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому Отечеству [9, с. 240]», А. В. Сухомлинский также среди важных воспитательных задач называл подготовку учащихся к простому, будничному повседневному труду для общества и патриотической деятельности. Причём основным содержанием этой деятельности он считал «готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир [9, с. 112]». В. А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота — это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием [9, с. 112]».

Осмысление педагогического наследия показывает, что всё содержание советского школьного образования, внеклассная и внешкольная работа, деятельность пионерских, комсомольских организаций были пронизаны сформулированной Н. К. Крупской идеей «подготовки подрастающего поколения к выполнению патриотического, гражданского долга перед социалистическим Отечеством [4, с. 122]».

В русле реализации данной идеи строилась работа школ и музыкальных кружков, музыкальных общественных организаций (Союза композиторов СССР и союзных республик)и коллективов.

В жанре детской песни работали яркие и самобытные композиторы, например, А. Островский, Д. Кабалевский, З. Левина, И. Дунаевский, В. Локтев, В. Мурадели, Д. Прицкер, М. Парцхаладзе, Г. Струве, А. Пахмутова и многие другие. Они создали замечательные песни, многие из которых стали символами эпохи и сегодня продолжают жить в нашем настоящем.

Так, песня А. Островского «Пусть всегда будет солнце» (сл. Л. Ошанина, 1962), получившая первую премию на Международном фестивале песни в Сопоте, стала музыкальной эмблемой мира.

Песня «Летите голуби» И. Дунаевского (сл. М. Матусовского, 1951), написанная для документального фильма И. Пырьева «Мы за мир», стала эмблемой фильма на Берлинском фестивале молодёжи и студентов.

В известной статье «Пионерское движение как педагогическая проблема» Н. К. Крупская подчёркивала: «школа и пионер-движение стремятся к одному и тому же — воспитать из ребёнка борца и строителя нового строя. Но в то же время как в школе центр тяжести кладётся на учёбу, в пио-нердвижении этот центр переносится на воспитание [6, с. 204]».

Появившийся с пионерским движением термин «пионерская песня» вобрал в себя то новое, что пришло к детям с пролетарской революцией, а именно — участие подрастающего поколения в большой жизни Советской страны, революционная эстафета поколений. Многие поколения советских детей воспитывались на песнях, чутко откликавшихся на важнейшие события в жизни страны, таких как Победа в Великой Отечественной войне, восстановление страны после разгрома фашистских захватчиков, участие в мирном строительстве, движение за мир, полёт в космос и другие. Даже в годы войны творческая работа не была прервана. Показательно, что в январе 1943 года в Ленинграде был проведён конкурс на сочинение «Песни ленинградских пионеров», среди которых лучшими были признаны песни Ю. Кочурова и М. Глуха.

В 1945 году лучшие пионерские песни ленинградцев были изданы в сборнике «Песни ленинградских пионеров», куда вошли премированные на конкурсе песни Ю. Кочурова и М. Глуха, а также песни «Зенитки» А. Розанова, «Ночной дозор» Д. Прицкера и другие. Сборник стал памятником эпохи, открыв новую страницу в истории пионерской песни.

Пионерские песни советской эпохи — это песни о Родине, родном крае, об отрядах, походах, о школе, о старших братьях и зарубежных друзьях, пионерских лагерях. Символами эпохи стали песни «Да здравствует дружба! Ура!» (А. Островский, сл. И. Дика, 1956), «Алтайская пионерская» (В. Пеньков, сл. И. Здоровенко, 1956), «Горны играют, утро настаёт» (Ш. Сайфидди-нов, сл. Д. Сухайли, 1956), «Трубачи на заре поднимают отряд» (М. Зима, сл. М. Львовского, 1957), «Ты отлично знаешь сам — мир наполнен чудесами» (В.Рубин, сл. С. Богомазов, 1958), «Мы — пионерия, мы — ленинцы» (С. Агабабов, сл. Ю. Полухин, 1958), «Если петь нам о Родине» (А. Долу-ханян, сл. В. Семернина, 1960). Эти песни — пример системности и направленности патриотической работы.

Особое место в пионерском песенном репертуаре принадлежало артековским песням, появление которых можно квалифицировать как своеобразную лабораторию художественного воспитания детей. На протяжении все истории «Артека» песни патриотической направленности являлись неотъемлемой частью репертуара. Именно коллективное музицирование считалось самым востребованным видом творчества артековцев. Композиторы создали много замечательных артековских песен, главными отличительными чертами которых были идейная насыщенность художественного образа героя, доходчивость музыкального языка и лаконичность смыслового содержания. В довоенном «Артеке» это были преимущественно песни о доблестной Красной Армии, о её готовности сражаться с любым врагом, о готовности подрастающего поколения вступить в ряды армии для защиты Родины («Артек» М. Иорданского на сл. С. Михалкова, 1940; «Возьмём винтовки новые» В. Белого на сл. В. Маяковского, 1940; «Орлёнок» В. Белого на сл. Я. Шведов, 1936; «Письмо пограничникам» Е. Жарковского на сл. О. Высот-ской, 1938 и т.д.). В песнях времён Великой Отечественной войны и послевоенного периода показан героизм, мужество советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками («Юный партизан» В. Белого на сл. Т. Сикорской, 1944; «Легендарный Севастополь» В. Мурадели на сл. П. Гра-дова, 1954 и многие другие) и героизм людей в суровых трудовых буднях, самоотверженность и несгибаемая воля всего советского народа («Песня о пионере Абросимове» Д. Кабалевского на сл. А. Пришельца, 1941; «Горсточка русской земли» Т. Попатенко на сл. Б. Дубровина 1960; «Бьют барабаны» Л. Шварца на сл. Я. Акима, 1955; «Пусть всегда будет солнце» А. Островского на сл. Л. Ошанина, 1962 и многие другие).

Большой пласт песен посвящён теме моря («Отважная песня» и «Море хохочет» З. Компанейца на сл. Л. Кондрашенко, 1942; «Морская душа» А. Долуханяна на сл. М. Лисянского, 1960 и многие другие).

Актуальными для самого движения пионерии являются песни, посвящённые теме Артека («Артековская» М. Иорданского на сл. В. Викторова, 1940; «Спокойной ночи, Артек» Д. Кабалевского на сл. В. Викторова, 1962; «В пути» Д. Кабалевского на сл. С. Богомазова, 1951; «Лагерная» З. Левиной на сл. З. Александровой, 1952; «Про вожатую», «Лагерь дружбы» Д. Кабалевского на сл. О. Высотской, 1950; «В лагерь» Ш. Сайфиддинова на сл. Д. Сухайли, 1956 и многие другие). Артековский «продукт» советской эпохи стал безусловной основой воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Детские песни были доступны широкому слушателю: звучали в концертах, транслировались по телевидению и радио, на концертной эстраде, в детских театрах, в профессиональных хоровых учебных заведениях. Среди наиболее известных: Детский хор Ленинградского телевидения и радио (директор Ю. М. Славницкий), Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио (основатель В. С. Попов), Магнитогорский хор мальчиков «Жаворонок» (основатель М. М. Никитина), Ансамбль песни и пляски имени В. С. Локтева Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах, Капелла мальчиков Свердловской государственной детской филармонии. В частности, основанный в 1970 году Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением В. С. Попова вёл активную концертную и гастрольную деятельность, записал свыше тысячи произведений, в том числе детских песен, пионерских кантат и отдельных частей из них.

Ещё одним инновационным достижением в работе с подрастающим поколением в этот период стало создание новой формы массового музыкального воспитания детей и юношества — детской хоровой студии. В 1953 году на базе школьного хора была создана первая в СССР Детская хоровая студия, которая стала творческой лабораторией для последующего внедрения опыта и повсеместной организации подобных учреждений. На основе принципов студийности развились новые формы массовой работы: хоровые школы, фольклорные детские хоровые студии, летние хоровые лагеря.

Детские хоровые студии «Юность Красной Пресни», «Спутник», «Весна», «Пионерия», детские хоры союзных республик: «Дзвиночек», «Журавинка», «Мугурел», «Бэновшэ», хоровая студия «Дубна», «Красная гвоздика» и многие другие — все активно пропагандировали песенный репертуар патриотической направленности, в котором выделялась кантата для хора и оркестра «О родной земле» Д. Кабалевского, сл. Ц. Солодаря, песня «Наш край» Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца, кантата «О Москве» и «Богатыри» Т. Чудовой, сл. И. Векшегоновой и другие.

Показательно, что к 1970 году существовало уже 196 хоровых студий, в которых обучалось 25 500 детей и работало около двух тысяч преподавателей. Всё это сообщество системно культивировало ценности патриотизма, окрашиваемые конкретной идеологией советского времени. Показательно, что крепкая научно-методическая база позволяет многим детским хоровым студиям вести успешную и продолжительную деятельность и в настоящее время. Среди них: Детская хоровая студия «Веснянка» (создана Е. Н. Свешниковой в 1961 году во Дворце культуры имени Серафимовича, теперь находится во Дворце Творчества Детей и Молодёжи Центрального округа г. Москвы); Детская хоровая студия «Преображение» (создана Л. Б. Тенета-Бартеневой в 1961 году в Доме культуры им. Ильича «Красный богатырь», с 1999 года базируется в средней общеобразовательной школе № 1360); Детская хоровая студия «Весна» (А. С. Пономарёв, 1966); Детская хоровая студия «Юность Красной Пресни» (И. П. Гейнрихс, 1964; сейчас превратилась в Хоровую школу имени П. Г. Чеснокова); Детская хоровая студия «Подлипки» (А. Григорян, 1964, г. Королев), Детская хоровая студия

«Дружба» (Э. А. Дуркина, 1972, г. Новосибирск); Детская хоровая студия «Канцона» (Н. А. Минакова, 1974, г. Ярославль) и многие другие.

Многочисленные детские фестивали, смотры-конкурсы школьных хоров на лучшее исполнение произведений патриотической песни также были призваны решать конкретные идеологические задачи. Песни И. Дунаевского «Летите голуби», Д. Шостаковича «Родина слышит», Д. Кабалевского «Наш край», А. Островского «Пусть всегда будет солнце» стали символами советского патриотического воспитания.

В настоящее время названные песни включены в репертуар многих современных детских коллективов. Они продолжают свою жизнь и в репертуаре Детского хора России под управлением В. Гергиева, концертного хора «Премьера» (руководитель Ю. Бостынец), Государственного камерного хора Республики Татарстан (руководитель М. Таминдарова), Школы хорового искусства «Полет» имени Т. Е. Селищевой (руководитель Н. Филатова), тысячного детского хора Ульяновской области и многих других детских коллективов. Их исполнение на таких фестивалях детского хорового творчества, как Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Дети и Музыка в Крыму» (2015 год, Ялта, Крым), Всероссийский открытый детский конкурс-фестиваль патриотической песни имени Аркадия Островского «Солнечный круг — 2016» (г. Сызрань, Самарская область), — подтверждает непрерывность линии патриотического воспитания, обеспечивает связь поколений.

Конечно, сегодня, в новых исторических условиях, материал, который предлагается к усвоению посредством детской песни, должен быть осмыслен исходя из новых мировоззренческих позиций, при помощи новой методологии. Правда, последняя должна учитывать позитивный опыт прошлого, в том числе и советского.

Опыт советской эпохи, осознавшей важность детского патриотического воспитания и особую роль детской песни в нём, поучителен. Формируя мировоззрение подрастающего поколения, детская песня своими поэтическими и музыкальными текстами действительно вдохновляла на подвиг, пробуждала самые искренние чувства и эмоции. Социальные и ценностные ориентиры той масштабной воспитательной работы понимались исключительно в категориях общественной пользы. Сегодня эти категории также в приоритете, а значит, задача сегодняшнего момента состоит в том, чтобы не утратить всё лучшее, что было в недавнем опыте, и прирастить его новым достойным песенным репертуаром, отражающим нашу эпоху.

Примечания

1. Валиева З. И. Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов [Электронный ресурс] // Nauka-rastudent.ru : Электронный научно-практический журнал. 2015. № 5 (17). URL: http://nauka-ra-student.ru/17/2664/

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» : утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws. pdf

3. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления : Избранные статьи и доклады / Академия педагогических наук СССР. Москва : Педагогика, 1986. 190 с.

4. Крупская Н. К. Военное воспитание молодёжи // Народное просвещение. Приложение к «Известиям ВЦИК». 1918. № 3.

5. Крупская Н. К. Дети — наше будущее : сборник статей и речей о дошкольном воспитании. Издание 4-е, доработанное. Москва : Просвещение, 1984. 272 с.

6. Крупская Н. К. Педагогические сочинения : в 10 томах. Том 5: Детское коммунистическое движение; Пионерская и комсомольская работа; Внешкольная работа с детьми / [под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева ; подгот. текста и примеч. Я. Н. Надеждина]. Москва : Изд-во Академии педагогических наук, 1959.

7. Рожков М. И. Проблема цели воспитания в современной педагогике // Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 7—11.

8. Сохор А. Н. Путь советской песни. Москва : Советский композитор, 1968. 108 с. (В помощь слушателям народных университетов культуры).

9. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива : (Методика воспитания коллектива) / пер. с укр. Н. Дангуловой. Москва : Молодая гвардия, 1975. 239 с.

10. Сухомлинский В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников : Из опыта работы сельской школы. Москва : Учпедгиз, 1959. 148 с.

Л. В. Чугунова

Академия хорового искусства имени В. С. Попова

ЧУГУНОВА ЛИЛИЯ ВАЛЕНТИНОВНА — аспирантка кафедры хорового дирижирования Академии хорового искусства имени В. С. Попова

e-mail: liliachugunova@mail.ru © Чугунова Л. В.,