ПОНЯТИЕ «ОДАРЕННОСТЬ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В последнее время во многих развитых странах пристальное внимание обращено к проблеме одаренности детей. Современная кризисная эпоха заставляет наше общество осознать и поставить перед собой ряд общенациональных задач, взаимосвязанное решение которых должно раскрыть потенциальные возможности россиян. Российское государство и общественность напрямую связывают развитие потенциалов одаренности детей с перспективой развития страны. В связи с этим открываются широкие возможности и перспективы для одаренных детей и молодежи, разрабатываются и активно внедряются президентские и губернаторские программы по кадровой политике страны и ее резервам в реализации творческих возможностей одаренного населения.

Проблема одаренности детей дошкольного возраста представлена в фундаментальных исследованиях отечественной психологии одаренности и творчества (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев,

Дж. Рензулли, О.К. Тихомиров, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская и др.), общих и специальных способностей (Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Л.И. Уманский, З.И. Калмыккова и др.), разрабатываются дидактические принципы, учебные программы и факультативы для дифференцированного обучения и развития одаренных детей. Наиболее полно и глубоко проблема детской одаренности разрабатывалась в отечественной психологии Н.С. Лейтесом, изучавшим индивидуально-типологические и возрастные особенности умственно одаренных детей на основе систематизации жизненных фактов и монографического описания своеобразия одаренной личности [2]. В известной модели Дж. Рензулли одаренными признаются дети с общим интеллектуальным развитием выше среднего уровня при сильной увлеченности задачей и высоком творческом потенциале, при этом важным является именно взаимодействие всех компонентов, а не наличие их по отдельности [2].

Обратимся к вопросу анализа и уточнения понимания термина «одаренность» на современном этапе. В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4, 25]. Отечественные и зарубежные ученые в конце 20-го века активно начинают разрабатывать теории, концепции, технологии развития одаренности, раскрывающие заложенные природой задатки, развивающие способности. Творческие возможности, или креативность, составляют основу детской одаренности в теории Е.П. Торренса [2]. При этом помимо внутренних факторов (интеллекта, творчества и мотивационно-личностных особенностей) большинство психологов включает в модель одаренности факторы социального окружения (семейный климат, условия обучения, взаимоотношения со сверстниками, культурную среду) [6]. Рассмотрим сущность определений одаренности, данных классиками отечественной науки в таблице 1.

Таблица 1

Взгляд на понятие «одаренность» отечественными учеными

20-21 века

№/№ Ученые Сущность определения «одаренность»

1. Л. С. Выготский Одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии

2. Б.М. Теплов Связывал развитие одаренности с включением ребенка в какую-либо творческую деятельность

3. A.M. Матюшкин Считает, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество, а обучение и развитие одаренных детей составляет идеальную модель творческого развития человека

4. А.В. Петровский Раскрывает одарённость как совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей

5. А.В. Хуторской Определяет одарённость как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности

6. В.В. Юрчук Характеризует одаренность как свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сама суммация способностей, представляющих оригинальную модель, позволяет индивиду компенсировать негативность тех или иных качеств за счет приоритетной эволюции других

7. В. С. Юркевич Понимает одаренность только как интеллектуальную характеристику, не соответствующую подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека

8. В.Н. Мясищев Предполагает что, одаренность — синтез взаимоусиливающих друг друга свойств личности; ее активного и положительного отношения к деятельности, так называемой склонности к определенному виду деятельности, и … настойчивого трудового усилия..

9. А.А. Бодалев, Одаренность как потенциал человека,

С. Л. Рубинштейн определяющий его готовность к осуществлению разных видов деятельности, а также возможный уровень их продуктивности

10. А.И. Савенков Одаренность — генетически обусловленный компонент способностей, которые в значительной мере определяют как конечный результат, так и темп развития

11. Д.Б. Богоявленская Поднимает острую дискуссию в понимании одаренности и ссылается на определение одаренности в «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003 г.): это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Из приведенного анализа взглядов отечественных ученых на проблему одаренности ребенка вслед за Л.В. Трубайчук мы делаем вывод, что данный феномен — это не столько дар природы, сколько целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут быть скрыты у отдельных детей, которые необходимо развернуть, раскрыть через создание благоприятной среды и включения в деятельность. При этом темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует «возрастная одаренность». Главное состоит в том, что в годы возрастного созревания индивидуальные свойства постоянно переплетаются с чертами возрастными, выступают с ними в единстве. Поэтому при подходе к признакам одаренности необходимо знать и учитывать особенности детских возрастов, специфику возрастного развития [6, 25]. Яркие проявления возрастной одаренности — это базис, на котором могут вырасти выдающиеся способности. В психологии большое значение уделяется возрастной чувствительности — это особая отзывчивость на окружающее, характеризующая периоды детства. Она проявляется в избирательности внимания, в своеобразии воображения и чувств. В такие сензитивные периоды ребенок становится особенно восприимчивым к некоторым воздействиям, более чутким к отдельным сторонам

действительности, тем самым в ходе возрастных изменений возникают на какое-то время благоприятные условия для становления кого-либо вида одаренности [1, 6].

До сих пор в педагогической литературе речь шла о развитии одаренности детей школьного возраста. Все существующие отечественные концепции направлены на поддержку и развитие детской одаренности школьников (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков и др.). Мы считаем, что основой для развития одаренности является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте начинается становление личности [6]. Это тот период, про который А.И. Савенков говорит, что «урожай наследственности надо собирать вовремя» [5]. Н.С. Лейтес ввел понятие «возрастная

одаренность», определяющее обострение, расцвет способностей на определенном этапе детства как феномен, выражающий особенности хода созревания. Соотношение между возникающими на время возрастными особенностями, с одной стороны, и постепенным раскрытием свойств, способностей, которые укоренятся в ходе возрастных изменений, за которыми будущее, с другой, составляет главное в становлении детской одаренности [2]. А.М Матюшкин отмечает, что раннее проявление творческой одаренности принадлежит дошкольному возрасту и периоду обучения в начальной школе, т.е. от 3-4 до 9-11 лет. Проявление высокой одаренности в раннем возрасте может быть лишь проявлением возрастной сензитивности, которая исчезнет в более старшем возрасте [3], поэтому важно поддержать творческость, любознательность и высокую познавательную активность, стремление к личной самостоятельности. Мы видим, что и в дошкольном образовании понимание одаренности многоаспектное, и одаренность представляет разноуровневое явление.

С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов сделали попытку классифицировать понятия способности, одаренности, и таланта по единому основанию -успешности деятельности. В соответствии с их мнением, специальная одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности определенного вида. Общую одаренность

психологи рассматривают как способность к широкому кругу деятельности, где уровень способностей зависит от:

— качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твёрдые или нетвёрдые и т.д.), от степени объединения их в целое;

— природных задатков человека, качества врождённых механизмов элементарной психической деятельности;

— большей или меньшей тренированности самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Из вышеизложенного мы видим, что в отечественной науке определилась четкая позиция в развитии одаренности детей как развитии способностей, включении ребенка в деятельность, создании благоприятной среды для детей, с тем, чтобы раскрыть их потенциальные возможности. А.М. Матюшкин связывает развитие одаренности с раскрытием творческого потенциала ребенка. Творчество им понимается как механизм, условие развития, как фундаментальное свойство психики. Структурными компонентами одаренности он считает доминирующую роль познавательной мотивации и исследовательскую, творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем. Главными признаками творческой потребности А.М. Матюшкин считает ее устойчивость, меру исследовательской активности, бескорыстие. Исследовательская активность стимулируется новизной, которую одаренный ребенок сам видит и находит в окружающем мире. Он подчеркивает, что в основе одаренности лежит не интеллект, а творческий потенциал, считая, что умственное развитие — это надстройка над творчеством. В концепции творческой одаренности, предложенной А.М. Матюшкиным «психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека». По мнению А.М. Матюшкина, творческого ребенка можно считать одаренным, так как у него преобладает познавательная мотивация и исследовательская активность деятельности. Одаренные дети, согласно концепции А.М. Матюшкина, имеют высокий творческий потенциал. Согласно концепции А.М. Матюшкина одаренность — это творческий

потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических и духовных [3, 11]. Мы разделяем точку зрения ученого об одаренности как развивающемся творчестве, но при этом подчеркиваем необходимость учета и своевременного развития следующих компонентов: креативность, самостоятельность, воля, исследовательская

активность.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно независимое от возрастного. Лишь в отдельных случаях чрезвычайная познавательная активность, одержимость занятиями оказывается подлинно устойчивой особенностью, темп развития остается необычно высоким и происходит закрепление и обогащение ранних признаков особых умственных возможностей. Важно значимым взрослым позаботиться о том, чтобы дети с признаками одаренности могли развиваться разносторонне в детстве, получать радость от полноты и своевременности приложения сил. Одаренной личности еще предстоит состояться в жизни, поэтому ребенок должен быть способен к самореализации своих задатков, потенциалов и сверхспособностей. У человечества есть единственная конечная отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, счастье — это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать.

Библиографический список

1. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 336 с.

2. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст] / Н.С. Лейтес. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 320 с.

3. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.

4. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.

5. Савенков, А.И. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования [Текст] / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 12. — С. 2.

6. Трубайчук, Л.В. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л.В. Трубайчук. — Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009. — 188 с.

Bibliography

1. Babaeva, Yu.D., Leites, N.S., Maryutina, T.M. Psychology of Children and Teenagers’ Talent: Tutorial for Students of High and Higher Pedagogical Educational Establishments / Edited by N.S. Leites. — M.: — “Akademia” Publishing Centre, 2000. — 336 p.

2. Leites, N.S. Age-Related Aptitude of Schoolchildren [Text] / N.S. Leites. — М.: «Akademia» Publishing Centre, 2000. — 320 p.

3. Matyushkin, A.M. Aptitude and Age. Encouraging a Gifted Child’s Creative Potentials [Text]: Textbook // Under the Editorship of A.M. Matyushkin. — М.: SPS «MODEK» Publishing House, 2004. — 192 p.

4. Pedagogical Encyclopedia: Modern Notions of Contemporary Pedagogics [Text] / Under the Editorship of N.N. Tulkibaeva, L.V. Trubaychuk — М.: «Vostok» Publishing House, 2003. -274 p.

5. Savenkov, A.I. Child’s Aptitude and the Problem of Preschool Education Contents [Text] / A.I. Savenkov // Preschool Education. — 1999. — № 12. — P. 2.

6. Trubaychuk, L.V. Pedagogical Technology of Preschool Children’s Creative Skills Development: Monograph / Edited by L.V. Trubaychuk. — Chelyabinsk: «Obrazovanie», 2009. -188 p.

Емельянова Ирина Евгеньевна кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск

Emelyanova Irina Evgenievna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Childhood Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе The Notion of “Aptness” in Psychological-and-Pedagogical Literature

В статье уточняется понятие «одаренность» на современном этапе. Приводится анализ взглядов отечественных ученых на проблему развития одаренности детей дошкольного возраста.

The notion of “aptness” in terms of the modern period is specified in this article. The analysis of the Russian scientists’ points of view concerning the problem of the preschool children’s aptness developing is given here.