АУЕ — КРИМИНАЛЬНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

В статье рассматривается криминальное молодежное движение АУЕ, действующее в ряде субъектов Российской Федерации, распространение которого стало серьезной проблемой не только среди подростков, но и в обществе в целом. Подобные молодежные движения требует пристального внимания со стороны правоохранительных органов, общественности, семьи, а также поиска путей профилактики с целью недопущения их дальнейшего распространения.

Ключевые слова: подростковая преступность, криминальное молодежное движение, воровская идеология, криминальная субкультура, АУЕ, Арестантский уклад един, Арестанское уркаганское единство.

Подрастающее поколение является главным достоянием, будущим любого общества, его важнейшим движущим фактором. Период взросления, личностного становления достаточно сложное время для подростка. Он ищет себя, свое место в жизни, свое предназначение, хочет выделиться, показать, что все может. В этот сложный период развития и социализации подростки могут становиться участниками различных субкультур.

Одной из таких субкультур нашей современности является криминальное молодежное движение — АУЕ.

В статье исследуются вопросы распространения противоправного образа жизни, стиля мышления в молодежной среде посредствам сети Интернет, что требует особого отношения к подобного рода информации со стороны пользователей сети и субъектов, контролирующих информационные потоки. Исследуются методы распространения элементов субкультуры, которые предполагают использование современных информационных технологий.

Происходящие на протяжении последних десятилетий социальные, экономические и политические процессы в нашей стране сопровождаются и изменениями в характере совершения преступлений. В связи с этим возникают новые криминальные субкультуры в обществе.

Все чаще в российских СМИ и научных статьях начали освещать движение АУЕ [1, 2, 3, 4]. Существует два значения данной абривиатуры: «Арестанское уркаганское единство» и «Арестанский уклад един».

Первое означает принцип существования в тюрьме. Это один из важнейших принципов который заключается в том, что все конфликты должны разрешаться только мирным способом. Без каких-либо драк и поножовщины. Сокамерники обязаны понимать, что их объединяет в этом месте общая беда, и никто из них не попал в тюрьму по своему желанию. И все, оказавшиеся под одной крышей и понимающие, что значит АУЕ, обязаны относиться друг к другу по-товарищески [5].

Второе определение, о котором пойдет речь дальше, является молодежным неформальным движением, участники которого придерживаются уголовных понятий, не только поддерживают, но и признают авторитетов преступного мира, насильственно навязывают свое мнение сверстникам, проецируя на взаимоотношения с окружающими тюремные поведенческие схемы.

Выделяют следующие признаки АУЕ:

• отрицание ответственности за преступления;

• привлекательность быстрого обогащения за счет других;

• потребительское отношение к старшим;

• излишнее расточительство с целью «произвести впечатление»;

• эпатажное потребление спиртных напитков, наркотических средств и т.д.;

• пренебрежительное отношение к трудовой деятельности;

• агрессия в отношении представителей власти, культ насилия.

Изначально данное движение появилось в 50 годы. К его формированию причастны политические заключенные, которым необходимо было передавать информацию непонятную для надзирателей. А так как, человек, не сидевший в тюрьме не мог понять их язык, и слово АУЕ обозначало приветствие, для вновь прибывших заключенных.

В 90-х годах АУЕ обозначало принадлежность к криминальной субкультуре, для людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Расшифровка АУЕ не представляет особой сложности. В арестантской среде АУЕ означает, что это идеология, даже можно сказать особая «воровская религия». Она заключается в том, что для всех заключённых должны быть одни и те же условия, то есть все равны перед внутренними тюремными законами.

Как молодежная криминальная субкультура АУЕ взяла свое начало в Забайкалье и активно стремится на запад, и добралась уже до Урала и других регионов России. Идеи АУЕ получили особую популярность в Челябинске. Примером этому стал инцидент на фестивале красок «Холи» в мае 2017 г. Толпа оголтелых детей 13-16 лет — напала на автомобили полицейских, находящихся на охране правопорядка. Они били по полицейским машинам, облили их красками, выкрикивали оскорбления в адрес сотрудников полиции, вынудив в результате тех покинуть площадку фестиваля. Всё это сопровождалось скандированием «АУЕ!».

В считанные годы, криминальная субкультура распространилась по территории большей части России — от небольших вспышек в Подмосковье до тотального контроля молодёжи в Забайкалье. В результате проблему признали на федеральном уровне, причём степень угрозы уже оценивается как общенациональная [6].

Основной контингент — дети в возрасте от 10 до 17 лет — это самая беззащитная часть населения, и главное — та её часть, которой в скором времени предстоит строить будущее. В городах создаются бандформирования из учащихся школ, колледжей, руководство над данными формированиями осуществляют молодые уголовники. В основном, такие банды возникают в спальных районах. Толпа физически слабых подростков может не только держать в страхе район, но и досаждать людям. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство — это основные «увлечения» групп. Так как школьники не несут уголовной ответственности — этим пользуются «руководители» организованных преступных групп. Они сбывают краденное «малолетками» добро. Это было развито и ранее, но не в таких масштабах.

Символ данного движения является восьмиконечная «роза ветров», которую в тематике АУЕ называют «звезда воров» (см. рис 1 [7] и 2[8]). Среди блатных татуировок действительно такой символ существует. Как правило, такую символику носят признанные лагерные авторитеты. Накалывают ее обычно «злостные отрицалы», то есть те, кто постоянно нарушают

тюремные порядки — они отказываются от работы, нарушают распорядок и т.д. Две такие татуировки размещают под каждой ключицей, а «звезда вора» на ногах означает заявление «меня не поставить на колени».

Рис. 2

Существует множество вариаций подобных татуировок, в которой каждая фигура, вписанная в центр звезды, имеет определенное значение и считывается при встрече с представителем криминального мира. Для членов субкультуры АУЕ использование такой символики чаще всего является подражанием.

Чтобы примкнуть к такой субкультуре, не нужно никуда записываться или где-то регистрироваться — достаточно заявить о своей симпатии к ее законам. А вот покинуть движение уже не получится. Так говорят сами представители АУЕ, «тюрьма уже не отпустит». А если, вдруг, отступишься — тут же начнутся проблемы, вплоть до низложения на низшую ступень криминальной иерархии. Так называемые «опущенные», к слову, тоже ведь часть АУЕ, просто они находятся в самом низу преступной иерархической лестницы.

Следует полагать, что многие подростки причисляют себя к АУЕ не по собственной воле, а только лишь для того, чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников, а в иных случаях просто ради безопасности.

Далеко не все бывшие заключенные поддерживают АУЕ. Многие из них считают, что у этих «малолеток» совсем нет ничего святого. Понимают они только силу, жестокость, да и то по-своему. «Количество» и

«качество», например, для них практически слова-синонимы. Для них не составит труда забить толпой здорового сильного мужчину и отнять у него кошелёк, они это сделают, ибо это «по понятиям». О простом трудоустройстве на работу члены АУЕ даже и не думают. Ведь «работать — западло». Можно только воровать, заниматься грабежами или уж на худой конец, мошенничеством. Учиться, получать высшее образование или просто читать книги в их понимании — тоже «западло». Члены АУЕ верят только в тот опыт, который они рано или поздно получат в тюрьме. А в том, что такой этап в их жизни наступит, они даже не сомневаются. Собирая «грев» на зону, малолетние уголовники говорят примерно так: «сегодня мы греем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас»[6].

Основными причинами возникновения АУЕ являются: низкий уровень жизни, люмпенизация населения, художественные школы и спортивные секции, требующие дополнительных финансовых вливаний родителей, коммерциализация общественных отношений в сфере воспитания и обучения несовершеннолетних, недостаточный контроль над молодежными сообществами в социальных сетях. Протест против серой жизни в нищете, популярность тюремных песен и исполнителей, так же является причинами распространения АУЕ.

В настоящий момент в систему МВД России иногда, все таки проникают и работают лица нарушающие нормы морали и закон. Молодежь видит поведение таких полицейских, видит условия жизни чиновников-взяточников — это еще одна причина популярности уголовного уклада жизни и нигилистических взглядов. К сожалению, подобного рода взгляды обывателей переросли в стереотипы, укоренились исторически и стали характерными для правового менталитета россиян.

Ну и, конечно, нельзя забывать о влиянии семьи. В связи с экономическим кризисом, который сегодня переживает российское общество, обнищанием населения, есть опасность возвращения к ситуации 90-х годов XX века, когда родители были озадачены, в большей степени, добычей средств для существования членов семьи, работая сутками и не уделяя должного внимания детям. Не обращая внимания на изменения в поведении ребенка, его лексиконе, не объясняя молодым людям основных критериев и правил «цивилизованного» поведения и ценностей — все это также является причиной втягивания ребенка в организацию АУЕ.

В школах, колледжах члены молодёжной группировки, даже не стесняются собирать ежемесячные подати со своих одноклассников и других учащихся. На их языке это называется «грев на зону» — деньги переводятся криминальным авторитетам, которые отбывают наказание в тюрьмах. Об этом знают все, начиная от родителей школьников и заканчивая, администрацией учебных заведений, однако помешать такому положению дел никто не может, да и не пытаются, так как боятся последствий. Правоохранительные органы

тоже бессильны, а иногда сами едва ли не становятся жертвами. Как, например, в Челябинске, когда подростки устроили беспорядки, и с криками АУЕ набросились на полицейских.

Если проанализировать сеть Интернет, то можно заметить, что большое количество групп, в социальных сетях, содержат, распространяют и пропагандируют криминальную романтику. Причем это группы с подписчиками от 80 тысяч до 800 тысяч человек. Интересен тот факт, что в этих группах огромное количество сувенирной продукции, символики, своей полиграфии, записанные на профессиональной студии песни и клипы.

Существует различные онлайн-телеканалы, на которых в онлайн-режиме транслируют различные программы для подростков, где идет распространение криминальной субкультуры. Кроме того, в онлайн-ре-жиме люди могут присылать деньги для пожертвования. Это действительно серьезная проблема.

Интерес представляют результаты мониторинга субкультуры АУЕ в социальной сети «ВКонтакте» приведенные С.Г. Дзиконской и О.О. Грабчак. Было найдено 42 паблика, непосредственно посвященных субкультуре АУЕ. Например, паблик «Datalova» насчитывает 6919333 пользователей. Он напрямую не пропагандирует криминальную субкультуру, однако в части его содержания просматривается откровенная поддержка АУЕ. Контингент участников достаточно широк по возрасту от 15 до 34 лет, что касается пола, то 70% составляют мужчины, девушки же — 30%. Самое многочисленное количество пабликов, а именно 37 имело самое банальное название — «АУЕ». Однако, активных из них, порядка 3-4. Общее количество пользователей — порядка 283385 человек [9, С. 152].

Нужно отметить то, что проблема по оптимизации информационной безопасности интернет пространства просматривается здесь достаточно отчетливо. Несмотря на то, что многие паблики были удалены из сети, например «Мысли Чикатило» — сразу после его создания, часть подобных ресурсов просто заброшены, но оставлены в открытом доступе, привлекая новых последователей.

Все исследователи вопроса криминального молодежного движения АУЕ сходятся в одном: АУЕ — это современная беда и большая проблема российской молодежи, которая распространяется особенно быстро благодаря сети Интернет.

Смысл жизни участников АУЕ «заключается в оправдании альтернативного образа жизни: все работают — я не работаю, нормальный человек старается вести трезвый образ жизни — я буду пить и употреблять наркотики, нормальный человек создаёт семью — я же семью создавать не буду, буду считать тюрьму своим родным домом». Кроме того, молодых людей в АУЕ привлекает романтизированный дух уголовного мира, почти мушкетерское «один за всех и все за одного».

Сравнивая молодёжную преступность конца 1980-

х годов и 1990-х годов с современной, В.В. Тулегенов высказывает мнение, что настоящее время «молодёжная субкультура более диверсифицирована: кроме АУЕ можно быть и футбольным фанатом, и анархистом», а «дети из неблагополучных семей, родители которых злоупотребляют спиртными напитками, так называемые аутсайдеры — плодотворная почва для распространения идей АУЕ» [10].

В современных условиях жесткой конкуренции и «зубастой» рыночной экономики человек становится менее защищенным как в экономическом плане, так и в социальном. Представители органов государственной власти и органов местного самоуправления все чаще заявляют, что гражданам необходимо самостоятельно о себе позаботиться, в том числе после выхода на пенсию, существует риск сужения социально-экономических гарантий. У молодого поколения, противопоставляющего себя обществу, складывается мнение, что именно круг «друзей» сможет помочь и оказать поддержку. И пусть это будет представители АУЕ, но именно они будут быстрее в оказании помощи, при человеческом безразличии. Да вот только расплата в последующем будет слишком велика. Как говорится: «Вход — рубль, а выход — два». Страшно то, что «новоиспеченный рекрут» АУЕ оправдываясь сложными жизненными условиями, начинает себя убеждать, что преступление ни есть преступление, это такой порядок вещей. Развитию этого может способствовать безразличие и бездействие окружения, сотрудников правоохранительных органов, представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления. Чтобы подросток не попал в криминальную субкультуру, нужно воспитывать в нем правосознание с раннего детства [11]. Только воспитав в нем уважение к требованиям и нормам права общества, в котором он живет, можно избежать проявления антиобщественного, асоциального поведения. Вопрос воспитания правосознания — вопрос серьезный и глубокий, важно, чтобы у подростка был пример для подражания, который обладает необходимыми моральными качествами, и при этом ведет законопослушный образ жизни.

Литература

1. Субкультура АУЕ. Почему ее презирают в воровском мире. URL: http://russian7.ru/post/ subkultura-aue-pochemu-eyo-prezirayut-v/ (дата обращения: 19.12.2018).

2. Тарасов А. Страна из трех букв. АУЕ: кто стоит за криминализацией подростков, вводит их в преступное пространство или Хроники новой пионерии // Новая газета. 2017. № 63. URL:https://www.novayagazeta.ru/ articles/2017/06/16/72816-strana-iz-treh-bukv. (дата обращения 19.12.2018).

3. Савельева Т.А. АУЕ как одна из современных угроз национальной безопасности России // В сборнике: Проблемы противодействия

криминальной субкультуре Сборник статей (материалы Всероссийской научно-практической конференции). Научные редакторы Ю.В. Хармаев, Э.Л. Раднаева. 2018. С. 116-121.; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36225539 (научная электронная библиотека elibrary.ru).

4. Десюн А.С. АУЕ как экстремистское движение // Вестник СевКавГТИ. 2017. № 4 (31). С. 132134.; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32521755 (научная электронная библиотека elibrary.ru).

5. Что значит АУЕ в современной России. URL: http://fb.ru/artide/137951/chto-znachit-aue-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 23.12.2018).

6. АУЕ — Недетские игры сибирских детей. URL: http://bazaistoria.ru/blog/43646682480/ AUYE-%E2%80%93-nedetskie-igryi-sibirskih-detey/ (дата обращения: 19.12.2018).

7. https: // ru.wikipedia.org / wiki / % D0 % 90 % D0 % A3 % D0 % 95# / media / File:8-point-star .jpg (дата обращения: 23.12.2018).

8. А У Е Звёзды воровские. URL: https://www. youtube.com/watch?v=m6uQ_BhUVIQ (дата обращения: 23.12.2018).

9. Дзиконская С.Г., Грабчак О.О. Субкультура «АУЕ» — Основные подходы к пониманию // Лучшая научная статья 2017. Сборник статей XIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. Пенза. 2017. С. 151-155.

10. Тулегенов В.В., цитата по: Сулим С. Что такое АУЕ и стоит ли его опасаться. Это «объект поклонения криминальных подростков» или городской фольклор? // Meduza. — 2017. — 20 июня. URL: https://meduza.io/ feature/2017/06/20/chto-takoe-aue-i-stoit-li-ego-opasatsya (дата обращения: 19.12.2018).

11. См.: Лубский Р.А. Государственность и патернализм в России // Философия права. 2012. № 6 (55). С. 19-21.

Д.В. Меняйло, Ю.А. Иванова, Л.Н. Меняйло, 2019

Дмитрий Васильевич Меняйло, доцент кафедры тактико-специальной подготовки, кандидат юридических наук, доцент Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, г. Белгород, ул. Горького, д. 71) E-mail: menyilo.dmitriy@yandex.ru

Юлия Александровна Иванова, заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

Людмила Николаевна Меняйло, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат политических наук

Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина (308024, г. Белгород, ул. Горького, д. 71) E-mail: m.lyudmila.78@mail.ru