ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

В статье представлен теоретический обзор исследования феномена зрелая личность. Предполагается существование нескольких путей исследования феномена незрелой (инфантильной) личности.

Ключевые слова: зрелость, зрелая личность, незрелая (инфантильная) личность.

Сегодняшнее общество, для которого характерны стремительные социальные, экономические и политические изменения, развитие современных средств коммуникации, усовершенствованных технологий, потребительски ориентированной экономики, предъявляет к своим членам особые завышенные требования, среди которых важное место занимает личностная зрелость. Обществу нужны зрелые личности, ориентированные на достижение совершенного успеха и безупречного идеала во всех сферах общественной жизнедеятельности, граждане, которые являются субъектами своей жизни, автономные и свободные личности, умеющие организовывать свою жизнь.

Феномен зрелости достаточно изучен и представляет собой междисциплинарный предмет научных изысканий: психологии, биологии, медицины, социологии, философии и других наук о человеке. В психологии исследования феномена зрелой личности начали проводиться сравнительно недавно, вместе с тем на сегодняшний день в психологической литературе данное явление представлено многими отечественными и зарубежными авторами.

Термин «зрелая личность» в психологическую науку был введен А. Адлером и обозначен как личность, которая «вселяет удовлетворение и надежду, а не страх и разочарование», имеющая своими основными чертами альтруизм, человечность, стремление к сотрудничеству, чувство собственного достоинства и творческое начало [6, 7, 8]. В отечественной психологии проблема взрослости (зрелости) впервые была поставлена в 1928 г. Н. Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающей зрелую личность, акмеологией. Зрелая личность рассматривалась как прогрессивно развивающаяся, самореализующаяся в разных сферах жизнедеятельности личности, преимущественно в профессиональных достижениях [1, 3, 4].

Таким образом, на пороге изучения феномена зрелости стояли исследования, которые зрелость раскрывали через ее сложные интегративные свойства, формирующиеся на стадиях онтогенетического развития человека, и через саморазвитие личности в конкретных сферах жизнедеятельности.

Двадцатое столетие явилось началом изучения феномена зрелая личность. Данное понятие раскрывалось в рамках гуманистической, экзистенциальной, психоаналитической и других научных парадигм.

В рамках психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Эриксон) понятие зрелой личности рассматривалось как конечная цель психоаналитического лечения, а представления о зрелой личности сводились к пониманию взрослого человека [6, 7, 8]. Зрелую личность З. Фрейд характеризует как личность, которой присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людей. К. Г. Юнг увязывает достижение зрелости с принятием индивидом на себя ответственности, прежде всего, за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. Зрелая личность, по Э. Эриксону, — это синхронная организация всех стадий развития человеческой жизни. Она представляет собой продукт как внутрипсихических, так и общественных факторов. В своих исследованиях он рассматривает зрелую личность, пытается найти истоки ее организации, строения и функционирования на предыдущих стадиях развития общества [6, 7, 8]. Основной акцент в исследовании зрелой личности ставился на управлении личностью своими потребностями, откладывание их удовлетворения без фрустрирования личности. Таким образом, зрелая личность описывалась преимущественно через

мотивационную и эмоционально-волевую сферы развития личности.

Из всех существующих научных парадигм в психологии более детально проблему зрелой личности исследует гуманистическая психология. Ее представители (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) рассматривали понятие зрелой личности, прежде всего, с позиций психического здоровья. В рамках данной научной парадигмы зрелая личность определяется как уникальная и целостная система, открытая к самоактуализации, присущей только человеку [6]. К. Роджерс описывает важнейшую характеристику психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, совершенствование человеческого Я. В его работах ответственность рассматривается в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [6]. Г. Олпорт дает определение зрелой личности, называя таковой человека с развитым проприумом. Он полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов он видел в автономии и мотивированно осознанных процессах [7].

В рамках гуманистической психологии А. Маслоу и Г. Олпортом даны описание зрелой личности через общеизвестные характеристики зрелости, декларируемые в психологической литературе. «Зрелая личность — автономная личность, способная управлять собственной жизнью и жизненными выборами, нести ответственность за принимаемые решения; стремящаяся к удовлетворению своей потребности в самоактуализации, которая для зрелой личности является движущей силой ее развития» [7, с. 223]. Становление зрелой личности определяется определенным развитием ее жизненных сфер: внутренней мотивацией, ценностями (активная деятельная жизнь, самосовершенствование и т. д.); особенностями самосознания (самодостаточность, самоотношение, самодисциплина); особым отношением к деятельности и к людям (восприятие себя и других, проявление себя в сфере профессии и т. д.); особенностями поведения (автономия и мотивированно осознанные поступки) [7, 8]. Таким образом, представители гуманистической психологии предложили наиболее полное изучение зрелой личности, описав особенности ее самосознания, ценностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

В экзистенциальной психологии (Э. Фромм, В. Франкл)подчеркиваются качества зрелого человека и уникальность его личного опыта. По Э. Фромму, забота, ответственность, уважение и знание — это совокупность качеств зрелого человека. В. Франкл также уделяет ответственности значительное место в своей концепции и утверждает, что именно в ответ-

ственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования. Очевидно, что с ответственностью связана не только сущность бытия зрелой личности, но также успешность и способы ее самоактуализации [8].

В рамках экзистенциальной парадигмы акцент в изучении зрелой личности смещается в сторону описания ее интегративных свойств (в частности, ответственности), а также подчеркивается, что зрелая личность обладает совладающим со стрессом поведением, т. е. она способна управлять своим поведением в кризисных ситуациях [6, 7, 8]. Таким образом, основной акцент в описании зрелой личности ставится на описании особенностей ее эмоционально-волевой сферы.

Следовательно, зрелая личность представляется как полноценно и продуктивно функционирующая, физиологически, психологически и социально развитая личность, обладающая самоконтролем, ответственно и осознанно реализующая свои жизненные выборы и цели, стремящаяся к самосовершенствованию и гармонии с самой собой.

В отечественной психологии изучение зрелой личности представлено в работах Л. С. Выготсткого, Б. Г. Ананьева, К. А. Абульханова-Славской, А. Г. Асмолова, С. Л. Рубинштейна. В работах данных авторов зрелость связывается с наступлением взрослости, где она рассматривается как этап развития личности. Каждый автор в рамках своей работы описывает зрелую личность через присущие ей основные характеристики. Так, Б. Г. Ананьев и С. Л. Рубинштейн пишут об ответственности, активном участии в жизни общества зрелой личности, К. А. Абульханова-Славская говорит об организации и регулировании зрелой личностью своего жизненного пути. А. Г. Асмолов подчеркивает, что формирование качеств зрелой личности активно осуществляется в подростковом возрасте. Именно в это время закладываются психологические предпосылки, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития зрелости человека [2, 6, 7].

Представители отечественной психологии зрелую личность определяют как личность, обладающую рядом сложных интегративных свойств, таких как развитое чувство ответственности, способность к активному участию в жизни общества, самореализации, эффективному использованию своих знаний и способностей, конструктивному решению различных жизненных проблем [1, 5]. Такая личность способна регулировать и организовывать свой жизненный путь согласно своим целям и ценностям, управлять своим поведением. Следовательно, при описании зрелой личности в рамках отечественной психологии акцент ставится на описании ее ценностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

На основании проанализированных психологических теорий можно сделать вывод о том, что зрелая личность выступает катализатором ответственности, самореализации, эффективного существования. Авторы психологических теорий сходятся на том, что зрелая личность — это психически здоровая личность, которая умеет организовывать и управлять собственной жизнью, жизненными выборами, своим поведением, самостоятельно принимает решения и несет ответственность за них. Имеющиеся определения зрелости личности сводятся к описанию социально желательных качеств и свойств личности. Основной функцией зрелой личности является адаптация, развитие и продуктивное взаимодействие с другими личностями.

Если рассматривать изучение зрелой личности с позиции специализации психологического знания, то следует отметить, что в возрастной психологии данное понятие используется, скорее, в соответствии с контекстом психотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека. В психологии личности при изучении зрелой личности акценты ставятся на зрелости как на наиболее развитом уровне человеческой субъектности. В социальной психологии зрелой называют личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций, а также способна правильно воспринимать людей и себя [1].

Следовательно, зрелая личность — это устойчивый комплекс черт личности, определяющих ее эффективное развитие и становление в жизни. Зрелый человек является полноценным субъектом своей деятельности.

Очевидно, что зрелость личности теоретически фиксирует эту зрелость по особенностям сфер жизнедеятельности и предстает как интеллектуальная, эмоционально-волевая и личностная зрелость. Это говорит о том, что одна и та же личность может быть, например, зрелой в интеллектуальной сфере и незрелой в эмоциональной сфере. Проявляться это может в зависимости от ситуации (жизненные кризисы, жизненные выборы) или же быть устойчивой характеристикой личности.

Очевидно, что черты зрелой личности, отражающиеся в различных концепциях отечественных и зарубежных авторов, имеют сходные и отличительные особенности. Это указывает на сложность и многосторонность изучаемого явления. Можно судить о том, что существуют определенные условия, обстоятельства, ситуации, которые актуализируют свойства и характеристики зрелой личности. Следовательно, закономерно встают вопросы о содержании потребностей зрелой личности, определяющие ее выборы; условиях, при которых актуализируется зрелость;

характеристиках зрелой личности, устойчивых или ситуативных; особенностей самосознания зрелой личности и многие другие.

Таким образом, подводя итог всему вышеска-занному, стоит отметить, что зрелость формируется на определенных этапах развития личности. О ее наличии судят по проявлению как отдельных личностных черт, так и сложных интегративных свойств, таких как свобода, ответственность, субъектность, смысл жизни; по сфере психической жизни (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, ценностно-мотивационной).

Но можно ли управление своим поведением отнести только к выделенным показательным критериям зрелости? Ведь зачастую управление своим поведением — это декларирование, соблюдение общепринятых норм и правил в обществе, в котором живет личность. Человек может демонстрировать поведение, которое принято в обществе, но то, что происходит с ним внутри по-настоящему, скрывать от окружающих. Тогда перед исследователем встает ряд вопросов: по каким признакам можно судить о личности в целом, ее отдельных характеристиках; какое из понятий правильнее использовать для описания характеристик личности — зрелость личности или личностная зрелость?

Феномен зрелость личности, возможно, рассматривается как представленный эталон конкретной науки в связи с ее спецификой. Личностная зрелость представляется как нечто такое, что присуще конкретной, отдельно взятой личности. Она поддается измерению, дифференцируется по степени выраженности каких-то ее проявлений в той или иной сфере жизнедеятельности личности. Таким образом, личностная зрелость — это та вершина, которую в своем индивидуальном развитии может достигнуть каждая личность, это ее специфический индивидуальный комплекс характеристик, позволяющий ей развиваться и адаптироваться в социуме, взаимодействовать с другими личностями. Наряду с интеллектуальной, эмоциональной, социальной зрелостью, личностная зрелость является показателем и одновременно условием достижения зрелости личности в целом.

Следовательно, личностная зрелость имеет свои собственные специфические проявления. Основной составляющей личностной зрелости является ценностно-мотивационная сфера личности, которая представляет собой единую и целостную структуру. Она связана с эмоциональной зрелостью, интеллектуальной зрелостью, особенностями самосознания личности. Только зрелая личность управляет и регулирует своим поведением, знает о себе, о том, чего она хочет, может управлять своими желаниями, без помощи других осуществляет выборы и достигает поставленной цели.

Вместе с тем на сегодняшний момент в психологической литературе накоплены знания, позволяющие в той или иной мере составить психологический портрет зрелой личности, чего не скажешь о незрелой (инфантильной) личности. Психологических исследований изучения феномена незрелости явно не хватает и, в основном, имеющиеся исследования незрелости сводятся к описанию физиологических или психических нарушений.

Можно предположить существование нескольких путей исследования данного феномена. Во-первых, феномен незрелости (инфантильности) может изучаться с помощью метода полярных характеристик. В рамках данного методического подхода феномен незрелости описывается через теоретически представленные характеристики, противоположные феномену зрелости. Таким образом, незрелость рассматривается как антипод зрелости и исследуется по аналогии в тех же аспектах, что и зрелость. Во-вторых, феномен незрелости можно исследовать через описательную классификацию, которая представлена наблюдениями исследователей в рамках конкретной науки. Такие декларации, в первую очередь, носят житейский характер, являются жизнеописанием наблюдателя, но и отражают особенности изучаемой науки. В-третьих, изучить феномен незрелости (инфантильности) личности можно эмпирически. Эмпирический подход к исследованию феномена представляет собой моделирование ситуаций, создание условий, обстоятельств, которые большинством исследователей рассматриваются как условиями актуализации зрелости в разных сферах жизнедеятельности (семья, карьера, принятие решений, осуществление жизненных выборов и т. д.). Следовательно, в созданных условиях могут актуализироваться специфические проявления личности, которые могут быть противопоставлены зрелости и рассматриваться, как ее антипод — незрелость (инфантильности) личности.

Современное общество, нацеленное на консолидацию, озабочено увеличением количества незрелых личностей и деградации зрелой личности. На фоне усиления сферы потребления и развлечения вслед-

ствие роста экономического благополучия граждан в психологической литературе отмечается рост зависимостей и личной безответственности среди взрослых людей, направленных на сиюминутное удовлетворение своих потребностей и продление беззаботного детства. Общество заинтересовано в научно-психологических знаниях о специфике проявления незрелости (инфантильности) личности, что позволит разработать предложения по усовершенствованию жизни личности в обществе. В психологической литературе изучение инфантильных личностей — открытый вопрос. На сегодняшний момент в психологических исследованиях не выделены специфические критерии незрелости, не осуществлялись попытки эмпирически установить признаки инфантилизма у молодых людей, влияющих на особенности их жизненных выборов. Следовательно, все это приводит к формулированию проблемы, можно ли, основываясь на выделенных критериях зрелости, судить о незрелости и ее специфических критериях, могут ли выделенные критерии для зрелой личности автоматически быть перенесенными в изучение феномена незрелости (инфантильности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -М., 2000.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного челове-кознания. — СПб.: Питер, 2001.

3. Деркач А. А. Акмеология. — М.: РАГС., 2002.

4. Максимова В. Н. Зрелость как акмеологический критерий развития растущего человека // Мир психологии. — 2002. — № 3. — С. 239-245.

5. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. -М.: МГУ, 1981.

6. РайгородскийД.Я. Психология зрелости. — Самара, 2003.

7. Реан А. А. Психология изучения личности. -СПб., 1999.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб.: Питер, 1999.

Ращупкина Ю. В.